Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Фотогалерея

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Методическая разработка "Особенности народной манеры пения" (автор педагог ДО Бальчугова О.А.)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества г.Слюдянки»

Методическая разработка

«Особенности народной манеры пения»

Выполнила: Педагог ДО

                                                                                            Бальчугова О.А.

г.Слюдянка 2016

       Фольклор – творчество народа по природе своей коллективное, основанное на миропонимании и историческом опыте. Фольклор проходит проверку и обкатку в разных слоях и поколениях народа на всем протяжении всего бытования.

        Песни сопровождали человека всю жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребенок, и его встречали родильными песнями. Под колыбельные песни он засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его исполняя детские песни, попевки, прибаутки, потешки и т.д. Подрастая, общаясь со сверстниками, ребенок пел игровые припевы, считалки дразнилки. Подростком в молодежных играх, узнавал новые песни. Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Их пели до глубокой старости, провожали в последний путь под печальные обрядовые песни.

        Современному человеку, а тем более ребенку, не слышавшему подлинных народных песен в живом исполнении сельских песенников, трудно по-настоящему понять их значимость, оценивать их красоту, почувствовать то волнение, которое испытываешь, слушая их. Чтобы возродить песенные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребенок с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением, воспитывая по специальной методике и обучаясь сольному, ансамблевому и хоровому пению, может освоить великую музыкальную культуру – песенные традиции своего народа, развить в себе такой же талант.

        В детских досуговых учреждениях этим процессом руководит педагог по фольклору. И, именно, от него зависит углубленное изучение народного песенного материала, разучивание и образное исполнение. Именно педагог знакомит детей с народной музыкой, раскрывает всю ее красоту и значимость в жизни человека. В свою очередь педагог сам должен знать народные музыкальные традиции, разбираться во всех многочисленных жанрах, правилах исполнения.

         Проблема обучению народного пения остается актуальной. Она постоянно находится в центре внимания педагогов – практиков и исследователей. Важность и значимость ее решения подчеркиваются в необходимости развития и обучения народному пению во всех образовательных учреждениях культуры. «В исполнительской манере каждого народа, - замечает Земцовский. – есть нечто существенное, специфическое, не переводимое в иной исполнительский стиль. Больше того, манера пения является одним из самых устойчивых элементов народных традиций. И поэтому признаком не только образным, но и этническим». Эта характерность выражается, прежде всего, через музыкальную речь, особенности ее фонетики. Поскольку фольклор существует лишь в диалекте, то естественно, что художественный стиль локально ограничен определенными географическими картами.

           Диалектность множественного русского песенного фольклора нередко становится предметом дискуссии среди практиков народного пения. Перед исполнителями встает вопрос о профессиональной ориентации в местных певческих стилях, которые связываются с решением конкретных творческих задач: представлять ли певцу какую-либо одну, местную , певческую традицию по стилю областей, регионов, районов, или вообще отказаться от всякий «диалектизмов» и петь на литературном языке. Если учесть, что наибольшая характерность, специфичность окраски народного пения кроется именно в особенностях народного говора, то у певцов, естественно, возникает желание исполнять народные песни на языке оригинала, т.е. на диалекте.

           В детских народных хорах стираются диалектные особенности народной речи и часто используются нормы литературного языка. Но понятие «диалект» вбирает в себя и говор, и гармонический строй, и словарный запас того или иного местного наречия. В народно-песенной речи современного детского народного хора наиболее устойчивым из всех диалектных особенностей языка остается говор. Он-то во многом и определяет устойчивость местной манеры пения.

           Каждой области, каждому краю и каждой республике присуща своя манера звукообразования, на которую влияют музыкальный склад песни, особенности местного говора. И в обучении народному пению мы учитываем локальные особенности в области фонетики, например: интонационно– ритмическая специфика, замедленно-монотонный темп речи, полногласие и отсутствие количественной речи гласных; диалектные чередования явлений «оканье» и «яканья».

            В подлинно народном пении голос-звук как бы отходит на второй план, уступая первенство смысловой интонации интонированию слова. Этот принципиально важный момент народного пения существуют в сфере особого музыкального мышления народных певцов (пою, как говорю).

         Мысль, выражающая в слове, дает сигнал к действию – к пению, в свою очередь выражающему в певческом звуке. Народные певцы пользуются «разговорной» манерой пения, при которой сохраняются мышечная координация. Означает ли это, что народное пение, как специфическое, близкое к «озвученной речи» нельзя рассматривать сквозь призму норм вокального искусства и в этой связи - применены ли вообще к народному пению нормы профессионального вокального искусства? Если да, то какой гарантийной сохранности его самобытного начала? Думаю, что ответом на вопрос может послужить оценка вокальности мелодического материала русской народной песни, как результата многовековой исполнительской практики народных певцов. Стихотворная основа фольклорных песен отличается разнообразием и богатством. В ней встречаются то совершенно короткие строки, способствующие возникновению коротких речитативных фраз, то длинные строки, дающие широкие развернутые мелодические построения.

          Анализируя структуру народных песен, можно спроектировать, охарактеризовать и сами свойства исполняющего их голоса. Напомним по этому случаю развитую внутрислоговую мелодику народных песен, их свободный мелодический распев широкого дыхания.

        Необходимо ответить, что фонетика языка и народная музыкальная речь органически связаны. А национальные различия коренятся в речевых особенностях звучания гласных и согласных звуков.

          В народе существует развитая система обозначения художественных приемов, специфики оценочные термины, правила художественной интерпретации. Однако уже само признание такой системы фиксации народной терминологии является хорошей предпосылкой для специального исследования такого рода системы понятий в народном пении.

         От певческо-исполнительной интонации идут характерные приемы: форшлаги, растягивание слова на добавочные гласные (в распевах), скольжения, «скаты», разрыв слова. Поэтому изучение народными певцами сохранения в их собственном пении образной народной речи во всей непосредственности и непринужденности являются первым условием правдивости исполнения. Не только в старинных, но и в современных песнях, нужно сохранять основные особенности местного говора, характерную фонетическую окраску.

        Профессиональная музыка для народного голоса, даже если ней используется язык фольклорного голоса, все же отличается от произведений фольклора и характера музыкально-образного мышления, и способом его воплощения средством профессиональной музыки. И здесь не обойтись без фундаментальной певческой школы, которая поможет певцу не только усвоить законы народного песнетворчества, но и развить эти знания и навыки на основе достижений профессионального вокального искусства.

      Обучение народному пению – вот благородная задача сохранения и преумножения во многом утраченного народно-певческого искусства. Необходимо сохранить основу народного интонирования и не до конца раскрытую певческую (вокальную) природу народного искусства пения.

       Как известно, профессиональная академическая вокальная школа выросла и сформировалась в самостоятельное художественное направление из недр народно-певческого искусства. Вопросы профессионального народного пения не исследуются. В их серьезном осмыслении нуждаются и исполнительская практика, и вокальная педагогика. Проблемы развития народной манеры зависит, прежде всего, от разработки теоретических основ развития певческой манеры исполнения, а также необходимо в результате исследовательских работ найти условия и пути их совершенствования.

       Чтобы возродить песенные традиции, необходимо позаботиться о воспитании детей в этих традициях. Только ребенок, с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением, общаясь с песенным фольклором, который он исполняет в своих играх, хороводах, забавах, обучаясь сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, может освоить великую музыкальную культуру – песенную традицию своего народа, развить в себе такой же талант.

       Через фольклор, народное искусство в сознании ребенка воспроизводиться утраченное, открывается необъятное поле деятельности по «возделыванию» своего собственного «я».

       В становлении и образовании детского музыкального интонирования, творческого мышления, памяти, слуха, вокальных возможностей имеет большое значение возраст детей. Возрастное развитие влияет на все творчество ребенка и во многом - на освоение и исполнение им песенного фольклора.

         Большое значение для правильного звукообразования при исполнении фольклора имеет функция голосообразования и физиология детского голоса. От них зависят вокальные исполнительские возможности и способности каждого певца, зависит певческое дыхание, диапазон и регистр, сила и тембр, полётность и гибкость голоса. Взаимосвязаны друг с другом голосовой аппарат и музыкальный слух, определяющий звуковысотность мелодической линии.

       Без знаний физиологических и вокальных особенностей детского голоса сложно выявить верные регистры и примарные тоны детских голосов; трудно подобрать для исполнения фольклорный материал в диапазоне, соответствующий возрастным возможностям детей; не просто «поставить» певческое дыхание, достичь четкой дикции, ровного и легкого звуковедения, вокального мастерства.

       Знание возрастной дифференциации звуковысотного диапазона и регистров детского голоса имеет крайне важное значение при работе с детьми. Прежде всего, это позволяет выявить примарные («натуральные») тоны в голосе ребенка , правильно ориентироваться в индивидуальной вокальной постановке голоса, уберечь ребенка от чрезмерного физического напряжения, верно подобрать тесситуру песенного материала, совпадающего с регистровыми возможностями певца.

       Большое значение при обучении детей народному пения имеет для педагога знание основ психологии и музыкального мышления ребенка.

         Музыкальное мышление – это духовное, чувственное восприятие и ощущение к ней, а так же наличие музыкальной памяти и умение выразить свой внутренний музыкальный мир в звуках. Уровень музыкального мышления, при котором взаимодействуют интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества ребенка в возрасте от 7 до 15 лет, выражается следующими компонентами:

  • Синтетический – восприятий целостных образований: мотивов, тем, ритмо-фигур;
  • Моторный – перенесение звукового образа на голос;
  • Идеативный – мысленное воображение, нахождение идейного, ассоциативного содержания музыки.

Работая над музыкальным фольклором, педагог придерживается жанра детского народного хора.

       Народно-хоровое исполнительство это не только собственное пение. Это – синтезированное искусство, которое составляют и песни, и танец, и хоровод, и игра, и инструментальная музыка, и пантомима, и декламация. По народной традиции дети «играют» песню. Они не сторонние наблюдатели, а живые участники действия, заключенного в самой песне.

      Основой народного пения – это естественность звукообразования, дикции, декламации, естественность пользования рабочим певческим диапазоном (как говорят, так и поют), умение владеть певческим дыханием. Народная манера пения – это, прежде всего, условия правильного пения, где выявляются: органическое сочетание слова и звука; ясная дикция, свободная артикуляция, звонкость гласных, мягкая «огласовка» согласных, легкий свободный льющийся звук, умелое использование мелизматики.

         При обучении народному пению большое значение имеет также умение определить и использовать музыкальную одаренность ребенка, его творческие способности, а также перспективы совершенствования его музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и др. раскрыть талант ребенка позволяет индивидуальный подход к нему.

         Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому, хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание. В систему такого воспитания входят развитие осиновых певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения, отчетливой выразительной дикции; единой манеры пения.

          Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания(разогрева голосового аппарата). Необходимо работать над следующими разделами певческих навыков:

  • Певческая установка;
  • Певческое дыхание;
  • Звукообразование.

         Под певческой установкой понимается правильное положение корпуса, шеи, Гловы поющего, способствующие образованию хорошего певческого звука.

         Наиболее естественным для пения является положение «стоя». Именно в этом положении находятся участники во время выступления, исполнения музыкального материала, проведения праздников. Тем самым обеспечиваются правильные певческие навыки: поющий стоит прямо, не сутулясь, грудь немного выдвинута в перед, голову нужно держать прямо – это обеспечивает полную свободу гортани и мышц шеи, мышцы лица должны быть свободны от любого напряжения.

         Перед исполнение любого упражнения или песни следует выполнять следующее: исполнитель, стоя, в расслабленном положении, должен поднять плечи высоко вверх, отнести из «далеко» назад и опустить. Это и будет правильной осанкой во время пения.

       Певческое дыхание имеет важнейшее значение в пении. Оно является источником плотного грудного звучания, естественного головного резонирования, без сильного прикрытия голоса, что обуславливает качество пения со стороны вокально-технической, так и со стороны художественной выразительности.

       Для детей 7-9 лет основным дыханием является верхнереберное, или ключичное, которое в 11-12 лет постепенно переходит в грудное, или боковое. С 15 лет развивается нижнереберное и диафрагмальное дыхание.

       При работе по звукообразованию следует учитывать диапазон детского голоса. Основное разучивание песен и упражнений происходит «на слух», с голоса педагога. При этом активизирует внимание детей. Они привыкают контролировать звучание собственного глосса и звучание партий, ансамбля в целом, развивается свобода вокального интонирования. Фортепиано или баян используются для настройки, для уточнения трудного места в партитуре и для аккомпанемента, если необходимо – на выступлениях и при проведении праздников.

       Навыки пения прививаются постепенно, по принципу от простого к сложному, начиная с исполнения песен-попевок, в унисон, в терцию, затем к более сложному исполнению двухголосья.

 

 

1 Бальчугова 001

Едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.
Г.С. Виноградов

Пояснительная записка

Образовательная программа «Народное пение» ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную традиционную культуру. Мыслители XIX века Д.И.Писарев, Л.Н.Толстой, НР.Чернышевский и другие обращались к опыту народного воспитания, призывали всячески использовать его в своей деятельности. С «педагогическим гением народа» связаны идеи К.Д.Ушинского. Проанализировав системы воспитания нескольких зарубежных стран, Ушинский пришел к выводу: общей системы воспитания для всех народов не существует, а на воспитание существенное влияние оказывает характер, национальные особенности, культура, история, быт народа. В.А.Сухомлинский считал важной задачей сохранение, развитие, углубление традиций народной педагогики.

Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью, заботой и терпимостью.

Современные условия жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.

Направленность программы. Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей, творческой деятельности по освоению народной культуры.

Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до детей высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности, уважения к старшим, забота о младших - заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.

В результате, яркий художественный и воспитательный потенциал народной культуры востребован и считается одним из приоритетных направлений деятельности в МБУ ДО «Дом детского творчества г.Слюдянки».

Основные принципы, теоретические основания и способы реализации, развивающих стратегий авторы программы заимствовали из действующих в настоящее время программ дополнительного образования детей: «Веретенце» Е.А. Краснопевцевой; «Терем» Е.В. Нечаевой, А.А. Третьяковой; «Горенка» М.В. Хазовой; «Оберег» Е.Г. Ворониной; «Раёк» ИВ. Новичковой, НИ. Кубышиной.

Новизна программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение трех лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путем помогает решать задачи не только музыкального развития и эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, стремясь подражать старшим. Кроме того, программа «Народное пение» впервые в системе дополнительного образования детей предлагает работу с детьми дошкольного возраста в жанре народного фольклора.

В программе обучение детей по трем предметам (музыкальному фольклору, народной хореографии и игре на народных инструментах) связано между собой единой сюжетной линией.

Программа является образовательной, профессионально ориентированной, так как в доступной и увлекательной форме для детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков дает серьезные и достаточные знания по устному народному творчеству, включает в творческую художественную деятельность.

Автор программы считает участие родителей в образовательном процессе обязательным. Родители, желающие освоить направление народного пения присоединяются к занятиям детей, принимают активное участие в фольклорных, народных праздниках.

Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: высокого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать детей, найти нестандартное решение и индивидуальный подход.

Цель программы – создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей, развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.

В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:

Воспитательные:

  • формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
  • воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур;
  • учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

Образовательные:

  • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
  • формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
  • развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  • воспитывать творчески-активную личность.

В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные навыки и умения:

- уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

- воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность;

- овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;

- ориентироваться в традициях народного творчества, знать календарные, семейные обряды, обычаи, их символику; народные и православные календари;

- научиться использовать элементы народного творчества в повседневной жизни;

- приобрести целый комплекс знаний в музыкальном фольклоре, приемах народного вокала; в вокально-постановочной работе.

Детям предоставляется возможность почувствовать целостность культуры народа, в котором невозможно разорвать цепь времен и поколений.

Организация образовательного процесса

Программа «Народное пение» предназначена для комплексного изучения фольклора детьми от 6 до 15 лет. Такой значительный возрастной диапазон требует деления на этапы освоения традиционной народной культуры по следующим группам:

- первая группа включает детей младшего возраста (от 6 до 8 лет);

- вторая группа – детей младшего школьного возраста (от 9 до 11 лет);

- третья группа – подростков (от 12 до 15 лет);

Реализация программы рассчитана на 3 года.

Для обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Народное пение » принимаются дети по заявлению родителей и результатам знакомства – собеседования с ребенком и родителями.

Собеседование с детьми проводится группами по 3-4 человека в игровой форме, родители заполняют карточки-анкеты, знакомятся с условиями работы ансамбля и с собственными перспективами участия в этой деятельности.

Количество детей в группах младшего возраста 12-15 человек. Такое количество детей является оптимальным для организации игровой деятельности младших школьников и создания творческой атмосферы на занятиях.

Количество детей в подростковой группе 10-12 человек. Такое количество детей является оптимальным как для фольклорного направления (это соответствует оптимальному количеству участников аутентичного фольклорного коллектива), так и для индивидуального подхода к обучению ребенка.

Организация занятий построена следующим образом:

  • музыкальный фольклор
  • народная хореография
  • игра на народных инструментах

Продолжительность одного занятия – 45 минут, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с календарно-тематическим планированием, организационные и заключительные моменты занятия.              Перерыв между занятиями – 10 минут.

По форме занятия делятся на:

  • групповые (во время проведения занятий);
  • подгрупповые – в течение перерыва (игровая форма с участием родителей);
  • индивидуальные – после занятий (для детей, пропустивших занятия или вновь пришедших в коллектив).

Содержание и направления образовательной деятельности

В освоении детьми основ народного искусства авторы программы выделяют три основных этапа, соответствующие трем возрастным категориям на трехгодичный период обучения.

Первый этап первый год обучения, для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 6 до 8 лет – этап «вхождения» в народное искусство, первого практического знакомства с ней.

Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются: слушание, восприятие, игры (музыкальные, словесные), пение. Кроме того, они впервые знакомятся с народным календарем (по временам года), народными обычаями и обрядами.

Второй этап второй год обучения, для детей младшего школьного возраста от 9 до 11 лет - направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. На этом этапе уделяется большое внимание казачьему фольклорному материалу, указывается связь культурных традиций казачества с культурой России, выявляется специфика и единство. Обряды для ребенка – это, прежде всего, встреча со сказкой. Так, например, зимний святочный обряд (Христославие и Вертеп, Рождество и колядование, ряженье, встреча старого Нового года и посевание, Крещение и гадание) естественно переходит в рассказы о домовых и разной нечисти, а затем дети знакомятся с волшебными, кумулятивными сказками, а также сказками о животных.

Третий этап третий год обучения, для подростков от 12 до 15 лет. На этом этапе у детей появляется более точное определение и стабилизация интересов, поэтому авторы программы называют этот этап «творческого самоопределения» ребенка в одном из видов народного творчества, наиболее соответствующих его наклонностям, способностям и желаниям. При выборе вида деятельности подросток руководствуется двухлетним опытом работы в певческом коллективе (ансамбле). И поэтому осмысленно выбирает занятие себе по душе: хореография, игра в ансамбле русских народных инструментов, театр, организатор игр и т.д. При этом еще и предполагается профессиональное осмысление выбранного вида деятельности, ориентация на повышение мастерства в художественных школах, музыкальных училищах, а в дальнейшем – в высших учебных заведениях.

На третьем этапе каждый ребенок занимается по индивидуальной творческой программе.

Перевод с этапа на этап осуществляется по творческому результату. Маленький по возрасту, или же с недостаточными способностями, но трудолюбивый и не желающий уходить из коллектива ребенок может заниматься на одном этапе дольше обычного. И, наоборот, кто-то из одаренных детей может заниматься не на первом этапе, а сразу на втором.

Программой предусматривается свободная, открытая и гибкая система добора в группы не только первого и второго этапов, но и даже третьего этапа обучения.

Обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Народное пение » проводится по трем предметам:

  • музыкальный фольклор;
  • народная хореография;
  • игра на народных инструментах.

Сочетание в программе этих предметов создает условия для проявления способностей ребенка в различных видах деятельности (исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность), неразрывно связывает музыку, слово и движение, позволяющих комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусства ребенком.

Хотелось бы обратить внимание, что педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет определенную специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей танцевальные движения и игру на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

Тематический план первого года обучения.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Теоретич. часть.

Практич. часть.

  1. 1.

Вводное занятие

     
 

Знакомство, показательное репетиционное занятие.

2

1

1

 

Инструктаж по технике безопасности, санитария и гигиена.

1

1

 
 

Народное музыкальное творчество

2

2

 
 

Детский фольклор

10

4

6

 

Народный календарь

     
 

Знакомство с календарными праздниками и обрядами.

10

3

7

 

Подготовка и проведение праздника «Масленица»

13

2

11

5

Народное искусство

     
 

Вокально-хоровое пение

         75

5

70

 

Индивидуальная работа: по постановке голоса, работа с солистами.

20

4

16

 

Народная хореография.

11

1

10

 

Всего:

144

23

121

Содержание тем занятий первого года обучения.

Раздел 1. Вводное занятие:

          Показательное репетиционное занятие старших групп.   - 1ч. практ.

         ознакомление с планом работы.                                             - 1ч. теор.

Раздел 2. Народное музыкальное творчество.           - 2 занятия по 1ч.теор.

Раздел 3. Детский фольклор:

             - Загадки;                                                               - 1ч.теор, 1ч.практ.

             - Потешки, дразнилки;                                         -1 ч.теор, 1ч.практ.

             - Скороговорки, поговорки;                                 -1ч.теор, 2ч.практ.

             - Колыбельные песни.                                           -1ч.теор, 2ч.практ.

Раздел 4. Народный календарь:

     - происхождение праздников, взаимодействие их с природой; -1ч.теор.

     - зимние, весенние, летние, осенние праздники и обряды-2ч.теор,7ч.практ

 

     - Масленица. Сырная неделя; дни недели, их название и назначение. Обрядовые блины, символ Солнца. Символ Масленицы, Мара. Ритуал сожжения чучела. Поминовение умершей Мары, воскресение живы. -1ч.теор

     - Подготовка сценария, разучивание ролей,   -1ч.теор, 2ч.практ.

     - Разучивание песен («Наша Масленица», «А мы Масленицу дожидали», «Прощай, Масленица», «Шел, да пошел», «Катя, Катерина»). – 8ч.практ.

   - Проведение праздника Масленица - 1ч.практ.

Раздел 5. Народное искусство:

       - Музыкальная азбука фольклора, народная лексика, соединение слова с музыкой и движением;                

     - Малообъемные песни: песни-игры, веснянки, потешки – в 1-2 звука, в терцию;                                                

     - Распевка, расширение диапазона до октавы, квинты;

     - Знакомство с вокально-хоровыми приемами пения в народной манере, близкой к разговорной речи;        

     - Формирование звука открытого, легкого, звонкого;

     - Пение в унисон: а) умение сочетать пение с движением, игрой, сохраняя качество звучания; б) работа над дыханием, дикцией, артикуляцией, осознанием исполняемого произведения.

    - Развитие голосовых данных, распевки, умение владеть голосовым аппаратом;                                       -2ч.теор, 10ч.практ.

     - Умение эмоционально и выразительно преподносить исполняемый репертуар.                                       – 2ч.теор, 6ч.практ.

 

     - Освоение движения. Основные положения ног.

     - Освоение положения рук: подбоченившись, «калачиком».

     - Виды шага: простой с притопом, с проскальзыванием каблука, притопы на сильную и слабую доли.

     - Русский поклон (поясной, грудной).

     - Соединение рук в хороводе. Фигуры хоровода (круг, круг в круге, стенка, вынос каблука с «фасоном»).

     - Соединение изученных элементов с плясовыми движениями.

     - Знакомство с шумовыми инструментами.

Тематический план второго года обучения.

    

№ п/п

Наименование раздела, темы.

Всего часов

Теоретич. часть

Практич. часть

 

Вводное занятие

1

1

 
 

Народный календарь

     
 

Рождественские праздники

25

5

20

 

Весенние календарные праздники

20

5

15

 

Народное искусство

     
 

Вокально-хоровое пение

60

5

55

 

Музыкальный фольклор

65

5

60

 

Индивидуальная работа: по постановке голоса, работа с солистами.

20

4

16

 

Народная хореография.

18

1

17

 

Воспитательная работа

7

-

7

 

Всего:

216

26

190

Содержание тем занятий второго года обучения.

Раздел 1. Вводное занятие:

   - Составление плана работы объединения (ансамбля);

   - Инструктаж по технике безопасности.         – 1ч.теор.

 

Раздел 2. Народный календарь:

   - Рождественский пост, елка, свеча в окне, яйцо.

   - Колядки, ряженные, песнопения, вертеп, уличные гуляния.

   - Изготовление из теста рождественских пряников – «козуль»

   - Подготовка реквизита и бутафорий к празднику: Вифлеемская звезда, нимб, маски.

   - Разучивание песен («Щедрый вечер», «В ночь под Рождество»,

     «Рождество»).

   - Проведение праздника «Рождественские колядки».

   - Подготовка и проведение праздника «Жаворонушки»

   - Изготовление птиц из теста и бумаги.

   - разучивание и исполнение весенне-летних закличек, попевок, песни-игры «Жучок-паучок»

   - Изготовление яиц-писанок.

Раздел 3. Народное искусство:

     - Расширение диапазона песенного материала до сексты; поступенное движение, квартовые ходы, трихорды.

     - Аккопельное пение (пение без сопровождения инструментов).

     - Распевки в терцию, кварту, квинту.

     - Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка; одноголосье, элементы двухголосья.

     - Сценическая речь; работа над дикцией.

   - Изучение песенного материала. Песни обрядовые, плясовые, частушки, хороводы.

  

     - Развитие голосовых данных: распевки, соответствующие голосовым данным, умение владеть голосовым аппаратом.

   - Умение эмоционально исполнять репертуар; работа над артикуляцией, дыханием, ритмом.

   - Изучение фигур орнаментных хороводов: два круга рядом, восьмерка, корзиночка, воротники, колонна.

- Изучение элементов «шаг с носка», с каблука, шаркающий шаг, дробовая дорожка, переменный шаг, тройной притоп, ковырялочка, лопушки (удар по голени и подошве).

- Плавные переводы рук из подготовительного во все основные положения.

- Платочек в русском танце.

- Навыки работы с шумовыми инструментами.

Раздел 4 Воспитательная работа.             – 7ч.практ.

     - Посещение музеев, церкви.

     - Встречи с другими коллективами, изучающими народную культуру.

     - Выступления детей объединения перед родителями, в других учреждениях и т.д.

   - Совместные чаепития детей и родителей.

Тематический план третьего года обучения.

    

№ п/п

Наименование раздела, темы.

Всего часов

Теоретич. часть

Практич. часть

 

Вводное занятие

1

1

 
 

Народный календарь

     
 

Праздники Троица, Семик.

25

5

20

 

Праздник Осенины

20

5

15

 

Народное искусство

     
 

Вокально-хоровое пение

55

5

50

 

Музыкальный фольклор

60

5

55

 

Индивидуальная работа: по постановке голоса, работа с солистами.

20

4

16

 

Народная хореография.

18

1

17

 

Воспитательная работа

17

-

17

 

Всего:

216

26

190

Содержание тем занятий третьего года обучения.

Раздел 1. Вводное занятие:

   - Составление плана работы объединения (ансамбля);

   - Инструктаж по технике безопасности.         – 1ч.теор.

 

 

Раздел 2. Народный календарь:

   - Знакомство с праздниками христианского земледельческого календаря. Троица, Семик, Ивана Купала. Элементы праздника: Завивание березки, кумление, костер, русалки, яичница, колечки, связывания рук лентой.

   - Подготовка и проведение праздника Семик: разработка сценария, работа над ролями.

   - Изготовление бутафорий, реквизита, костюмов.

   - Разучивание песен («Ой, кумушки –голубушки», «Покумимся», «Развевайся, береза», «Подушечка»).

     - Подготовка к празднику, разработка сценария.

     - Работа над ролями; песни, хороводы, пляски.

     - Подготовка бутафорий и реквизита: листья, колоски, снопы, серпы, костюмы и.др.

     Раздел 3. Народное искусство:

     - Расширение попевного букваря до септимы; ходы на квинту; скачки на сексту, септиму.

     - Понятие дроблений сильной доли в русской пляске.

     - Пение двухголосья; характер исполнения песни (обыгрывания песен)

     - Дальнейшее знакомство с частушками, обрядовыми и лирическими песнями.

     - Песни: плясовые, хороводные, лирический, протяжные, трудовые, игровые.

     - Развитие голосовых данных, развитие вокальных навыков.

     - Дальнейшая углубленная работа над репертуаром.

       - Соединение отдельных элементов движений в танцевальную композицию.

       - Согласование движения рук, ног, головы (координация) в пляске.

       - Тренировка в пластике тела, моторики, эмоциональности исполнения.

       - Фигуры плясок: «звездочка», «карусель», «качели», «волна».

       - Соединение пений с танцем.

       - Навыки владения шумовыми музыкальными инструментами.

Раздел 4. Воспитательная работа:                 - 17ч.практ.

       - Работа на выставках, экскурсиях…

       - Участие в научно-практических конференциях.

Принципы реализации творческой деятельности

  1. 1.Концентрический принцип (по спирали). Все разделы программы вначале изучаются на более простом материале, а затем педагог возвращается к этим разделам, используя более сложные произведения, работая над музыкально-ритмическими упражнениями, композиционно более развернутыми, отличающимися большим разнообразием движений, музыкального материала. Таким образом, соблюдается основной дидактический принцип – идти от простого к сложному. Благодаря концентрическому методу большинство занятий ансамбля носят комплексный характер и включает материал разных разделов.
  2. 2.Принцип гуманистической ориентации обучения, позволяет рассматривать ребенка как главную ценность в системе человеческих отношений, приоритеты в охране физического, социального и психического здоровья и состояния ребенка в коллективе. Условиями реализации данного принципа являются:

           – добровольность включения ребенка в художественную деятельность

           - вера в возможности и перспективы развития личности ученика

           - учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений,

             пробуждение новых интересов

           - оптимистическая стратегия в определении образовательных задач

           - предупреждение негативных последствий в процессе педагогического                          

             воздействия

  1. 3.Принцип социальной адекватности педагогического процесса, заключается в соответствии содержания и средств учебно-воспитательного процесса социальной ситуации. Условиями реализации данного принципа является:

- координация педагогических воздействий семьи и коллектива ансамбля, оказывающих влияние на античность ребенка

- обеспечение комплекса педагогической помощи ребенка в его творческом становлении

- Учет разнообразных факторов, влияющих на воспитание и становление ребенка: национальных особенностей семьи и учебного заведения и пр.

-Коррекция воспринимаемой детьми разнообразной художественной информации, в том числе и из средств массовой информации.

Предполагает определение индивидуальной траектории развития каждого ребенка, соответствующих особенностям его творческого развития и интересов. Этот принцип включает такие направления деятельности педагогов как: раскрытие потенциала личности как в учебно-творческой, так и воспитательной деятельности; вовлечение его в разнообразные виды деятельности, как в учебном процессе, так и во внеурочное время; создание условий для самореализации и самораскрытия личностных возможностей детей. Условиями реализации данного принципа являются:

- Мониторинг изменения индивидуальных качеств ребенка;

- Определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;

- Выбор специальных средств и способов индивидуальной работы с детьми;

- Предоставление детям возможности самостоятельного выбора способов участия во внеурочной деятельности.

- Выделение доминирующей цели коллектива, объединяющая педагога, детей и родителей;

- Определение перспективной деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

- Развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей;

- Формирование позитивного отношения к творчеству и т.д.

 

Принципы формирования репертуара

Для одной возрастной группы необходимо создавать песни, танцы разного профиля:

  1. 1.игрового, сюжетного, танцевального
  2. 2.при выборе музыкального материала исходить из возможностей его воплощения в разных образах, соответствующих возрастным особенностям детей
  3. 3.учитывать необходимость приобщения учащихся к разнообразной музыке воспитывающей хороший вкус
  4. 4.создавать музыкальные произведения в расчете на весь коллектив,
  5. 5.отдельных сольных исполнителей, что позволяет работать несколькими составами, т.к. важно занимать всех детей
  6. 6.использовать педагогический потенциал народных танцев с соответствующей выразительной пластикой

Песенный репертуар

  1. 1.«В хороводе мы были» (игровая, хороводная)
  2. 2.«Бока, мои бока» ( шуточная)
  3. 3.«Вьюн над водой» (свадебная)
  4. 4.«Подушечка» (игровая)
  5. 5.Гимн Забайкальских казаков
  6. 6.Как на горке на крутой (рекрутская)
  7. 7.Ковылек ( плясовая )
  8. 8.При долинушки (казачья, плясовая)
  9. 9.«Капустка» (шуточная)
  10. 10.«Шел да пошел»
  11. 11.«Горница»
  12. 12.«Люблю я Маньку»
  13. 13.«Ребячьи страдания»
  14. 14.«А мы Масленицу дожидались»
  15. 15.«Наша Масленица»
  16. 16. «Прощай масленица»
  17. 17.«Катя, Катерина» (игровая)
  18. 18.«Ехал дедушка Егор»
  19. 19.«Зимушка»
  20. 20. «Рождество»
  21. 21. «Рождественская ночь»
  22. 22. «Бравые солдаты»
  23. 23. «Вишенка»
  24. 24. «Молодая, молода»
  25. 25. «Шашку бери»
  26. 26. «Казачата»
  27. 27. «Страдания»
  28. 28. «Мы с тобой казаки»
  29. 29. «Бедная птичка в клетке сидит»
  30. 30. «Калинка»
  31. 31. «В саду виноград цвете»
  32. 32. «Ох, не будите меня молодую»
  33. 33. «Близко к Дону»
  34. 34. «Ягодка»
  35. 35.«Самовар»
  36. 36. «Ой-ся, ты ой-ся»
  37. 37. «Зоря, зорюшка»
  38. 38. «Сударушка-девушка»
  39. 39. «Стога, стога»
  40. 40.«Колокольный звон»
  41. 41. «Кукушечка»
  42. 42. «Бравый атоман»

 

Список литературы

 

  1. Андреева Р.М., Донцов А.И. Межличностное восприятие а группе. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
  2. Аникин А. Русские пословицы и поговорки. – М., 1988
  3. Афанасьев А.Н.Древо жизни /Коммент. Ю. Медведева. – М., 1982
  4. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно семантический анализ восточнославянских обрядов. – М.,1993.
  5. Бобер М.М., Тильма Ф. Психология индивида и группы. – М., 1991
  6. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
  7. Гибярова Н. Кузьминки и Демьян. – М., 1920
  8. Геккер Ф., Цигн Т. Вопросы о наследовании музыкальных дарований. – Л.,1931
  9. Выгодский Л.С. Психология развития как феномен кульитуры. –М , 1996
  10. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастерства. –М.,1994
  11. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. –М.,1981
  12. Дайн Г.Л. Русская игрушка. –М.,1987
  13. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрасутков русского народа. –С-Пб.,1994
  14. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. Выш. Заведений. /Под. Рек. О.Е. Лебедева. –М.,2000
  15. Елистратова А. Речевая культура актера. – М., 1957
  16. Ефименкова Б. Северные байки. Колыбельные песни Вологодской и Архангельской областей. – М., 1977
  17. Жаворонушки: Сборник детских песен /Сост. Г.Науменко. – 1975-1986. № 1-5
  18. Закон РФ «Об образовании». /Педагогический поиск. - №7-8.
  19. Ивлева Л.М. Ряжение в традиционной русской культуре.- М.,1994
  20. Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. – М., 1977
  21. Калугин В Сказители. – М., 1989
  22. Каршинова Л.В. Народная культура: Методическое пособие. – М.,2001
  23. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск. 1984
  24. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI-ХVII столетиях. –М., 1992
  25. Коринский А.А. Народная Русь. – Самара, 1995
  26. Кузина Т.Ф.. Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. – М.,2001
  27. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология –М., 2001
  28. Круглый год. Русский земледельческий календарь. /Сост. А.Ф. Некрылова. –М.,1991
  29. Липец Р.С. Эпос и древняя Русь. – М.,1969
  30. Литвиней Э.Н. Изготовление украшений из бисера и стекляруса.. –М.,1984
  31. Лихачев Б.Т. Педагогика: Уч. пособие для студентов педвузов. – М,1993
  32. Мароховский Г. Мир вашему дому //Народное творчество. -1990.-«11
  33. Грачева М.С. Материалы о возрастных особенностях морфологии иннервации гортани и мягкого неба // Развитие детского голоса.-М.,1963
  34. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М.,2002
  35. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.,1987
  36. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные особенности старшеклассников. –М.,1991
  37. Народная культура: Авторские программы /Под ре. Т.Пигиловой. –Подольск,1994
  38. Науменко Г.М. Фольклорная азбука: Уч. попобие для нач. шк. – М.,1996
  39. Науменко Г.М. Песни зимнего обхода дворов //Нар. творчество. 1982 - №11
  40. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. –Киев, 1990
  41. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.-М.,2001
  42. От зимы до осени. /Сосот. Т Науменко, З. Новитская. –М.1979 -№1-5
  43. Пармон Ф.М. Русский народный костюм. –М.,1994
  44. Песни Аграфены Оленичевой /Под ре. С.А.Аксюк. – М.,1960
  45. Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов-на-Дону.1996
  46. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив – М.,1982
  47. Петровский А.В. Быть личностью. –М., 1990
  48. Поляов С.А. В поисках педагогической инноватики.-М.,1998
  49. Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. –М.,1961
  50. Потешки. Считалки. Небылицы. /Сост.А.Н.Мартынова-М.,1989
  51. Права человека: Пособие для учителя. //Сост.А.Я.Азаров, Т.В.Болотина.-М.,1994
  52. Проблемы эстетического воспитания подростков /Под ред. Л.В.Богомоловой.-М.,1994
  53. Пушкина С.И. Мы играем и поем.-М., 2001
  54. Прыгунова Е.Н. Разумова И.А. Преподавание фольклора: Мед. Пособ. – С-Пб.,2001
  55. 500 новых детских частушек /Сост. И.Д.Агеева. –М.,2001
  56. Попов В. Русская народная песня в детском хоре.- М.,1985
  57. Рукоделие. Популярная энциклопедия. /Под ре. И.А.Андреевой.М-.,1992
  58. Русский народ. Его обычаи, обряды. Предания, суеверия, поэзия. /Собранные М.Забылиным: Репринтное воспроизведение издания 1880года.-М.,1989
  59. Русский фольклор /Сосот.В.Аникин.-М.,1986
  60. Русские народные песни: СБ/Сост. Ю.Зацарный.-М.,1979
  61. Русская народная песня: Христоматия /Сост.С.Браз.-М.,1975
  62. Русскае народные пляски для детей /Сост.В.В.Окунева.-М, 1958
  63. Русская Частушка. /Сост. А.Кулагина.-М., 1988
  64. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.-М.,1998
  65. Сарычева Е. Сценическая речь.-М.,1955
  66. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.-М., 1990
  67. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.- М.,1981
  68. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- М.,1971
  69. Сборник русских народных пословиц и поговорок./Сост. А.Жигулев.-М.,1989
  70. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. –М..,1992
  71. Уманский Л.И. Психология организационной деятельности.-М.,1980
  72. Устинова Т.А. Русские танцы.-М.,1955
  73. Хоры и песни: Сборник №1-5 /Сост. И.Беленький. М.: МГИК, 1975-1979
  74. Хрестоматия по детской психологии /Сост. Г.В.Бурменская.-М.,1996
  75. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. /Сост. О.А. Апраксина.-М.,1987
  76. Хямяляйнен. Воспитание родителей: Концепция, направление и перспектива.- Пер. с финск.-М.,1993
  77. Янин В. История культура древне русского народа. –М., 1989