Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Фотогалерея

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Методическая разработка "Индивидуальный творческий маршрут учащегося"

Методическая разработка

 

Индивидуальный творческий маршрут обучающегося (ИТМ)

 

Автор: методист МБУ ДО ДДТ г.Слюдянки Старицына Е.А.

 

Государственные документы последних лет – Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ (05.11.2008), Национальная образовательная инициативы, «Концепции развития дополнительного образования детей» (2014) , – один из основных акцентов делают на то, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.   Мы в рамках реализации данного подхода должны разработать индивидуальные траектории обучающихся, создать индивидуальные образовательные маршрутов, индивидуальные образовательные программы.

Целью организации индивидуального обучения является создание условий для оптимального развития способностей детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности, повышение качества их обучения, социальной адаптации, формирование личностного и профессионального самоопределения учащихся.

Основные задачи:

выявление учащихся, которые могут обучаться по индивидуальным образовательным маршрутам с помощью различных диагностических методик;

обеспечение равных условий и возможностей для детей с особыми образовательными потребностями в освоении программ дополнительного образования;

отбор средств обучения, проектирование индивидуального образовательного маршрута, направленного на развитие способностей учащихся;

психолого-педагогическое сопровождение детей индивидуального обучения.

Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования детей является одной из форм педагогической поддержки личностного и профессионального самоопределения учащихся

Сейчас перед нами стоит цель – разработать индивидуальный маршрут развития ребенка, профиля его интересов.

Поскольку каждое творческое объединение имеют свою специфику, должны быть разработаны различные параметры успешности детей.

Индивидуальный образовательный маршрут это программа образовательной деятельности воспитанника, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.

(СОСТАВЛЯЕМ ТАБЛИЦУ-практическая работа Приложение 1)

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:

- определить уровень развития ребенка – диагностика;

- очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути их к достижению;

- определить время, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы;

- определить роли родителей;

- разработать учебно-тематический план;

- определить содержание;

- определить способы оценки успехов ребенка.

Используя данную схему, на основе дополнительной общеразвивающей программы объединения можно предложить следующий план поэтапного построения индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей в системе дополнительного образования.

1        этап - диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных особенностей;

2        этап - определение целей и задач, которые должны быть достигнуты учащимся по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута;

3        этап - определение времени, которое должен затратить учащийся на освоение дополнительной общеразвивающей программы;

4        этап - разработка индивидуального учебного плана (почасового), определение его содержания, формы занятий, приёмов и методов подачи материала;

5        этап - интеграция с другими специалистами;

6        этап - определение роли родителей учащегося в реализации маршрута;

7        этап - определение способов оценки успехов учащегося на каждом этапе освоения индивидуального образовательного маршрута.

Рассмотрим подробнее первый этап (этап диагностики).

Уровень развития способностей учащегося и его индивидуальные особенности могут диагностироваться с помощью разнообразных тестов и методик(напр.методика экспертных оценок по определению одарённых детей А.А.Лосева. методика «Карта одарённости» Хаана и Каффа, методика «Как я вижу себя» А.И.Савенкова, опросник креативности Джонсона и т.д.).

К числу главных методов психологического сопровождения относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования ситуации. В содержание занятий по программе вводятся ситуации, требующие преодоления трудностей, таких как участие в мини- конференциях внутри объединения, ролевые игры и т.д.

Психика, сознание человека, личность в целом не только проявляется, но и формируется в деятельности. Поэтому главное правило при организации психологического сопровождения заключается в том, чтобы ребёнок, по возможности, чаще участвовал в выступлениях и мероприятиях различного уровня.

Второй этап «Определение целей и задач» Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с учащимся и его родителями определяет цели и задачи индивидуального образовательного маршрута.

Третий этап «Определение времени» не должен вызывать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим учащимся срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

Четвёртый этап «Разработка индивидуального учебного плана, его содержания». Педагогу необходимо совместно с учащимся и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам базовой программы, опираясь на интересы учащегося, его возможности и поставленные цели.

Необходимо определить формы занятий, приёмы и методы, формы подведения итогов.

Формы подведения итогов, используемых в индивидуально- образовательном маршруте для одарённых детей, также могут быть необычны: персональная выставка, бенефис, открытое занятие, мастер-класс, концертная программа, тест, экзамен, зачётная работа, презентация исследовательской работы или проекта и т.д.

Пятый этап «Интеграция с другими специалистами». Разработчик индивидуального образовательного маршрута, проанализировав результаты диагностики и, исходя из содержания учебного плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным учащимся других специалистов и возможности других образовательных организаций: организаций дополнительного образования, техникумов, высших учебных заведений.

Шестой этап «Определение роли родителей учащегося в реализации маршрута» предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребёнком. Тесное взаимодействие родителей - одно из важнейших условий успеха в организации работы с детьми с признаками одарённости. Во взаимодействии с родителями решаются многие проблемы: оказание помощи в организации досуговых мероприятий, походов, экспедиций, разнообразных поездок.

Необходимо предостеречь родителей от некоторых ошибок, которые достаточно часто ими допускаются. А именно:

Седьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов

учащегося». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с учащимся.

Рекомендовано проводить оценку успехов освоения индивидуального образовательного маршрута каждые три месяца или по окончании какого- либо образовательного блока или этапа по карте одарённости, которую уже использовали на этапе диагностики.

Самооценку учащийся может провести по схеме самоанализа (Приложение 2).


                                                             Практическая работа -   ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ   ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МАРШРУТА УЧАЩЕГОСЯ Приложение 1

Как определить какому

учащемуся это нужно?

Для чего нужен ИТМ именно этому учащемуся?

Какие сроки охватывает маршрут?

В чем разница КТП основной группы и КТП ИТМ?

Определить роль самого учащегося, родителей, иных

участников реализации ИТМ

Как оценить результаты?

           
           


Лист

индивидуального маршрута обучения

на ___________учебный год

Ф.И. обучающегося __________________________________________________________________

Ф.И.О. педагога___________________________________________________

               Тема занятия

Кол-во часов

Сроки выполнения

Форма отчета,

Результат

1

     
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Приложение 2

Схема самоанализа учащегося, проходящего обучение по индивидуальному образовательному

маршруту

ФИО возраст     

Дата заполнения

Характеристика качеств личности ребёнка и соответствующие методы и формы работы

п/

п

Качество личности

Характеристика качеств личности

Методы и формы работы

 

Любопытство, любознательность, познавательная потребность

Любопытство характерно для каждого ребёнка, и одарённого и обычного. Любознательность - признак одарённости. Ребёнок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одарённым детям в большей степени свойственно стремление к познанию.

Исследовательская деятельность (например: исследовательская работа или проект по истории фотографии, по истории музыкальной культуры, исследование народного песенного творчества родного края).

 

Сверхчувствительно сть к проблеме

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где всё представляется как будто ясным - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания.

 

Склонность к задачам

дивергентного типа

Дивергентность развития - многообразие появляющихся в ходе развития признаков и свойств, действий и способов поведения на основе их постепенного расхождения.

Творческие задания, которые допускают вариативность правильных ответов.

4

Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных.

Работа по разработке новых идей или уже существующих.

 

Высокая

концентрация

внимания

Способность долгое время концентрировать внимание на одном объекте.

Сложные и сравнительно долговременны е задания.

 

Способность к

Производное критическое

Задания по анализу

Примеры оформления ИТМ

Индивидуальный образовательный маршрут дополнительной общеразвивающей программы (примерный образец оформления)

учащегося 

(Ф.И.О)

(название образовательной организации) города, района     

Пояснительная записка (формулируется актуальность разработки индивидуального образовательного маршрута, цель, задачи, ожидаемые результаты, условия реализации и.д.)

/

/

/

/

/

/

Содержание программы

Учебный план индивидуального образовательного маршрута

№ п\п

Темы

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

         
         

Итого:

     

Содержание учебного плана

Формы подведения итогов: Рекомендации по работе с родителями: Рекомендуемые информационные источники:

Лист

индивидуального образовательного маршрута в системе дополнительного образования

ФИО

учащегося (учащейся)   (название объединения)

на      /         учебный год

№ п/п

Предметы

ФИО педагога

Количество часов

Форма обучения (очная,

дистанционная)

Подпись преподавателя

           
 

Итого часов

       

Педагог Ученик Родитель